?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Проект «Аввакум»

ProjectHabakkuk

Названный в честь одного из так называемых «малых библейских пророков» — проект «Аввакум» был одним из самых оригинальных изобретений военно-морской мысли.

Во время Второй мировой войны, Британия, оказавшаяся в крайне непростом положении, судорожно цеплялась за различные проекты, которые смогли бы спасти ее положение и помочь противостоять нацистской Германии. В частности, британскому адмиралтейству крайне не хватало судов для обеспечения проводок конвоев из США на остров. Для того, чтобы создать базу для противокорабельной авиации, британцы предложили создать авианосец из смеси древесной массы и льда, которая получила название «Пикрет». Автором такой оригинальной идеи был Джеффри Пайк – сотрудник оперативного штаба.

Мысль о создании ледового корабля пришла в голову Пайку, когда американцы и британцы обдумывали проведение специальных операций на северном побережье Европы. Союзники в тот момент не имели достаточно сил для полномасштабного вторжения и решили ограничится точечными ударами, проводимыми с помощью вновь создаваемых сил специальных операций. Критическими точками Рейха были определены месторождения в Норвегии и в Румынии. Однако, спецназ нужно было как-то доставить к месту высадки, а Британия не могла похвастаться солидными запасами стали и алюминия. Однако, по расчетам Пайка, для создания массы льда, эквивалентной по массе обычному кораблю, требуется затратить всего лишь 1% энергии, в отличии от традиционного способа. Кроме того, Пайк предложил использовать и естественные айсберги, который могли бы быть выровнены и использоваться как взлетно-посадочные площадки для морской авиации. Пайк направил свое предложение по дипломатической почте в Британию и с ним ознакомился Уинстон Черчилль, который пришел в восторг от такой оригинальной идеи.

Конечно, Пайк не был первым, кто предложил использовать айсберг или льдину как пункт промежуточной остановки для самолетом и даже не первым, кто предложил, что такой плавучий остров может быть сделано из искусственного льда. Еще в 1930 году немецкий ученый Герке провел ряд таких экспериментов на Цюрихском озере, а в 1940 году такая идея почти всерьез рассматривалась все в том же британском Адмиралтействе.

В начале 1942 года начали проводиться практические исследования. Первой целью стало определение, являются ли плавучие льдины достаточно большими и прочными, чтобы выдержать длительное нахождение в Атлантике. Ученые отметили, что природные айсберги имеют слишком малую поверхность, находящуюся над водой и пригодную для организации взлетно-посадочной полосы. От проекта почти отказались, но была внесена идея использовать не простое лед, а «Pykret» — смесь воды и целлюлозы, которая смерзалась быстрее, чем обычный лед, медленнее таяла и имела большую плавучесть. «Пикрет» мог обрабатываться как дерево и заливаться в форму, как металл, при погружении в воду он образовывал изолирующую оболочку из влажной древесной, которая защищала конструкцию от дальнейшего таяния. Однако, как и любая конструкция из льда «Пикрет» обладал определенной текучестью и начинал медленно прогибаться при достижении температуры в 16 градусов Цельсия. Для компенсации этого, поверхность ледового судна должна быть защищена изоляцией, кроме того, корабль должен был иметь собственную холодильную установку со сложной системой каналов.

20110917_3_2

Для решения практических вопросов было решено построить масштабную модель ледяного авианосца. Местом проведения экспериментов выбрали Канаду. Кроме собственно изучения конструкции ледяной корабль должен быть испытан на воздействие артиллерии и взрывчатых веществ.

Модель должна была иметь размеры 18 на 9 метров и весить около тысячи тонн.

Канадцы заявили, что смогут построить реальный ледяной авианосец уже в 1944 году. На него должно было пойти 300 тысяч тонн древесной массы, 25 тысяч тонн картона, используемого в качестве изоляции, 35 тысяч тонн древесины и 10 тысяч тонн стали. Общая стоимость проекта оценивалась в 700 тысяч фунтов стерлингов.

Опыты по строительству масштабной модели привели к выводу, что оптимальным соотношением является смесь из 14% древесной целлюлозы и 86% воды.

Однако к маю проблема пластической деформации стала чрезвычайно серьезной и стало очевидно, что для строительства корабля требуется больше стальной арматуры. Кроме того, необходимо было увеличивать изолирующую оболочку вокруг судна. Это вызвало увеличение сметы до 2,5 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, канадские строители решили, что не смогут построить судно уже в этом сезоне и руководство проекта сделало заключение, что ни одно судно проекта Аввакум не будет готово в 1944 году.

В начале лета 1943 года, морские архитекторы и инженеры продолжали работать над проектом Аввакум. Требования к судну повысились: оно должно было иметь диапазон действия в 7000 миль (11000 км) и быть в состоянии выдержать самые большие океанские волны. Адмиралтейство потребовало, чтобы корабль имел противоторпедную защиту, что означало, что корпус был иметь толщину не менее 12 метров. Флотские авиаторы потребовали, чтобы корабль был в состоянии принимать тяжелые бомбардировщики, что означало, что длина палубы должна была составлять 610 метров. Изначально проектировалась, что судно будет управляться путем изменения скорости электродвигателей, расположенных с обеих сторон, но Королевский флот решил, что необходим именно руль. Однако проблема установки и управления рулем высотой более 30 метров так и не была решена.

Морские инженеры предложили три альтернативных версии оригинальной концепции. Проекты обсуждались на встрече с начальниками штабов в августе 1943 года.

По оригинальному проекту ледяная крыша над самолетными ангарами должна была обеспечивать защиту самолета от авиационных бомб весом до 1 тонны.

Окончательный вариант авианосца проекта «Аввакум» предлагал вес в 2,2 млн. тонн. Силовая установка должна была иметь мощность 33 000 л.с. (25 000 кВт) и состоять из 26 электродвигателей, установленных в раздельных внешних гондолах. Обычная силовая установка выделяла бы слишком много тепла и от нее отказались. Его вооружение включало бы 40 двухствольных установок калибра 4,5 дюйма двойного назначения и многочисленные башни зенитных орудий. Корабли мог бы нести на борту до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей.

Проект был продемонстрирован на совещании в Квебеке в 1943 году Уинстону Черчиллю и Франклину Рузвельту. Лорд Маунтбаттен принес блок «Пикрета» и ледяной блок и выстрелил по ним из табельного пистолета. Ледяной блок разрушился и раскололся. От древесно-ледяного блока пуля рикошетировала.

Однако в том же году проект «Аввакум» начал терять приоритет. Причин тому было несколько. Во-первых, существовал дефицит стали, во-вторых, Португалия разрешила союзникам использовать аэродромы на Азорских островах. Кроме того британская палубная авиация получила на вооружение подвесные дополнительные топливные баки, которые позволили увеличить радиус действия противолодочной авиации, а промышленность союзников освоила выпуск недорогих эскортных авианосцев. Прототип авианосца, построенный в Канаде, растаял в течении трех лет.



автор статьи — Вениамин Сергеев

Profile

pragmatic
Прагматик

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Flag Counter
Powered by LiveJournal.com